Семейное дело

Журнал "Бизнес-Ключ", # 8, декабрь 2003 года


Семейный бизнес как совместное ведение дел для получения прибыли существует с незапамятных времен. Сегодня семейные компании составляют значительную часть (по данным западных исследователей, до 70%) малых предприятий во всем мире. Некоторые из них, разрастаясь, превращаются в целые империи (Рокфеллеры и Ротшильды, например), становятся всемирно признанными торговыми марками ("Смирнофф" или "Форд")... Кто же и почему вдруг решает создать "семейное дело", в чем преимущества этого вида бизнеса и где скрыты подводные камни?


На тернистый путь предпринимательства становятся практически все возрастные группы, но все же большинство, согласно исследованиям специалистов, составляют люди старше 35-40 лет. Это вызвано, прежде всего, тем, что руководители крупных предприятий неохотно берут на работу лиц среднего возраста, благо на рынке труда есть множество предложений со стороны более молодых и здоровых. Следующим фактором становится отсутствие уверенности в завтрашнем дне: вас запросто могут уволить, взяв на это место молодого специалиста, которому поначалу и платить можно поменьше. И, наконец, едва ли не основной причиной, толкающей людей среднего и зрелого возраста к открытию собственного дела, является беспокойство за будущее детей, внуков, близких - именно это заставляет задуматься об их привлечении к совместному делу.

Свой среди своих?
Одним из бесспорных достоинств семейного бизнеса можно назвать стойкую корпоративную культуру. Межличностные отношения родственников, "домашние" нормы поведения и традиции сложились давно, и потому связанные кровными узами сослуживцы легко вживаются в "рабочий коллектив", тогда как в "несемейных" компаниях именно неприятие отдельными работниками или же полное отсутствие корпоративного кодекса часто ведут к возникновению конфликтных ситуаций и текучести кадров.
На бизнес-структуру накладывается структура семейных связей, что дает предпринимательской активности мощный энергетический заряд, делая такой бизнес адаптивным и устойчивым. Каждый занимает свою нишу, при этом ясно осознавая свою важность и значимость для общего дела. Только семейная фирма дает возможность привлечь к труду близких родственников, имеющих, например, проблемы с работой в коллективе, состоящем из незнакомых людей. Принимая на работу членов семьи, руководитель может четко запланировать свой день; снять морально-физическое напряжение - неизменного спутника управления "чужими" людьми; знать реальное положение дел на фирме и, самое главное, настоящие объемы ее оборота и прибыли.
На начальном этапе становления и развития бизнеса директор семейного предприятия имеет возможность практически безболезненно отсрочить выплату заработной платы (или сократить ее до необходимого минимума) до того момента, когда оно начнет приносить пусть небольшой, но стабильный доход. Этот беспроцентный "кредит доверия" может быть направлен на расширение товарного ассортимента, рекламу, закупку оборудования и прочее, то есть на развитие дела. Кооперация с родственниками позволяет ускорить и процесс расширения бизнеса, когда, например, открываются новые торговые точки.

Тяжесть родственных уз
На первый взгляд семейный бизнес может показаться привлекательным, но, как показывает практика, "гладко было на бумаге, да попалися овраги..." Проблем, с которыми приходится сталкиваться в "клановых" компаниях, достаточно много - попробуем выделить основные. Одной из самых серьезных является распределение ролей. В случае, когда муж - начальник, а жена - подчиненная, между супругами зачастую возникают конфликты. Одна сторона не желает исполнять приказы, а другая испытывает моральные затруднения в принятии волевых единоличных решений, и результатом постоянных споров и пререканий становится дезинтеграция бизнеса и снижение потенциальной прибыли.
Ключевые посты в семейных компаниях практически всегда занимают родственники - люди, быть может, и надежные во всех отношениях, но часто не имеющие специальной подготовки. Достаточно нескольких серьезных ошибок в управлении или других просчетов - и дело может развалиться вообще. Конечно, эту проблему можно решить, взяв квалифицированного и опытного управленца "со стороны". Однако кадровая политика многих - особенно малых - семейных фирм и сводится к недопущению наемных специалистов к руководящим постам, особенно когда речь идет о финансах. Мотивы просты: где гарантия того, что приглашенный менеджер окажется честным человеком и поставит своею целью расширение вашей компании и процветание вашего бизнеса? Известны случаи, когда управляющие семейных фирм открывали свое дело, уводя клиентов у бывшего работодателя. Это, впрочем, не говорит о том, что верного человека найти нереально, - для этого и существует, к примеру, испытательный срок.
Увольнение неграмотного или нерадивого сотрудника-родственника, пусть даже дальнего, сложнее и болезненнее, чем "чужого" человека. Но и эту моральную проблему можно решить еще до того, как она появилась. Для этого руководителю с первых шагов работы компании следует определить для себя, кем для него являются работники - членами одной семьи или сотрудниками одной фирмы. Детальная разработка им должностных инструкций и подписание этого документа каждым служащим поможет персоналу почувствовать возложенную на него ответственность, вне зависимости от степени родства с начальством. Нужно помнить: компания создается для бизнеса, а не для людей, работающих в ней.
Проблемы семейные неизбежно накладывают отпечаток на дела фирмы. Отсутствие взаимного доверия и уважения в семье, измена одного из супругов, так называемый кризис отцов и детей могут в одночасье развалить самое, казалось бы, крепкое предприятие. С другой стороны, и совместный бизнес может стать отправной точкой в возникновении и нарастании внутрисемейных конфликтов, что может привести к краху "ячейки общества" и разобщенности родственных отношений, а иногда и открытой вражде между близкими некогда людьми.

Семейное согласие всего дороже...
Мудрый руководитель, заметив возникающие при совместном ведении дел конфликты - или, наоборот, проецирование домашних ссор на бизнес, - должен незамедлительно принять меры, вплоть до отстранения своих близких от участия в предприятии. Конечно, нужно постараться максимально подсластить эту горькую "пилюлю", но в случаях возникновения критических ситуаций, причиной которых стала взаимная неприязнь, без увольнения зачинщика конфликта иногда просто не обойтись. Как ни парадоксально, этот радикальный шаг может сохранить семью. Ведь целью создания "фамильного" бизнеса является построение фундамента материального благополучия и стабильности семьи, то есть ее упрочение, а ссоры "на деловой почве", как правило, приводят к прямо противоположным результатам.
Именно помощь друг другу в разрешении проблемных ситуаций, которыми наполнен любой бизнес, сплачивает и укрепляет семью, пробуждает в близких людях чувство собственной значимости, полезности и необходимости - возможно, утраченное за годы совместной жизни.

Владимир Григорьев


<-- К списку статей

Hosted by uCoz