"Работать - и не бояться..."

Журнал "Бизнес-Ключ", # 4, август 2003 года


О нынешней ситуации в малом и среднем бизнесе, об изменениях криминогенного характера вокруг предпринимательства, произошедших в последнее десятилетие, и многом другом делится своим мнением директор Агентства журналистских расследований автор популярных книг "Бандитский Петербург", "Журналист", "Адвокат", "Тульский Токарев" Андрей КОНСТАНТИНОВ.


- Андрей, как вы думаете: сегодняшний бизнес - это по-прежнему "минное поле"? Или произошли какие-то перемены?
- Ситуация, конечно, изменилась, причем перемены имеют и положительные, и отрицательные стороны. Говоря о положительных, я бы отметил, прежде всего, следующее: бизнес стал более цивилизованным. По существу, исчезли бандитские "крыши", предпринимателю не надо жить в постоянном напряжении, в ожидании "гостей", предлагающих поделиться с ними "по-братски". Теперь, если в фирму приходит кто-нибудь и ненавязчиво предлагает свои платные услуги по защите и охране вашего дела, вам нужно просто позвонить в милицию. Что касается отрицательных сторон... Динамика развития предприятий малого бизнеса начала 90-х годов была намного выше. В наши дни темпы заметно снизились, в том числе в связи с насыщением рынка товаров и сферы услуг. "Раскрутиться" сейчас сложней, чем раньше. Иными словами, десять лет назад малый бизнес за более короткое время мог перейти в категорию среднего или даже большого, многие наши олигархи - лучшее тому подтверждение. То есть прослеживаются такие вот две, уравновешивающие друг друга тенденции. С одной стороны - стало спокойней, с другой - существенно притормозилось развитие малого бизнеса.

- Означает ли наступившее спокойствие, что "бандитский Петербург" канул в Лету?
- Если бы! Предприятия малого и среднего бизнеса все чаще становятся объектами нападений со стороны той гангстерско-уличной волны, которая за последние 2-3 года захлестнула город. Это результат, условно говоря, "Великой бандитской демобилизации", которая прошла в конце 90-х годов прошлого столетия.

- Имеются в виду переставшие быть востребованными боевики преступных сообществ?
- Именно, огромная армия боевиков - "быков", "пехоты"- осталась не у дел. Эпоха "больших тёрок и разборок" завершалась, и держать такое количество "солдат" стало просто не рентабельно. Руководители организованных преступных группировок стали нуждаться в грамотных специалистах другого рода - менеджерах, бухгалтерах, юристах, кого-то из наиболее перспективных "бойцов" они даже отправлял на учебу. Постепенно основная масса "рядового состава", та, кого не перестреляли и не пересажали, оказалась, в прямом смысле слова, на улице. Делать они ничего, кроме как грабить и разбойничать, не могли - что, кстати, продолжают делать и сейчас. Это серьезная угроза для предприятий малого бизнеса, так как создавать собственную службу безопасности для них - достаточно проблематичное и хлопотное занятие, которое к тому же не всегда по карману.

- Как же быть предпринимателям, к кому обращаться за помощью?
- Я думаю, им нужно искать союзников, пусть и среди конкурентов, и объединяться в некие группы. Не объединять бизнес, а вместе решать какие-то вопросы, в том числе и касающиеся безопасности. Ведь главное - работать и не бояться. Сейчас же охранно-пожарная сигнализация или тревожная кнопка - вот основная их защита.

- Задумывалось ли Агентство журналистских расследований как бизнес-структура?
- Изначально мы не пытались делать бизнес, мы старались заработать денег, чтобы жить и иметь возможность заниматься тем, что нам нравится. Конечно, такой подход деловым не назовешь. Последние годы пытаемся перестраиваться. У нас есть чисто журналистские подразделения, которым совершенно, извините, до фонаря, откуда берутся деньги им на зарплату: так и должно быть - каждый занимается своим делом. Хороший журналист и хороший бизнесмен от журналистики - это разные вещи. Часть сотрудников изначально приняла на себя административные функции, в том числе и я. И мы-то как раз понимаем, как тяжело реализовывать свой продукт в условиях ненормально эволюционирующего масс-медийного рынка.

- В чем эта ненормальность проявляется?
- Ну, вот, допустим, наша эксклюзивная продукция - Лента новостей АЖУРа, рассылаемая по принципу подписки. Казалось бы, чего проще: набираем клиентов двести - и все будет прекрасно. Но оказывается, что медиа-рынок не настолько широк, чтобы набрать столько подписчиков. Проще, как выяснилось, не подписаться на Ленту, а, извините, спереть новости. И вот всплывает что-то в каком-нибудь уважаемом издании... Звонишь, а ведь все мы друг друга знаем, - ну что же вы, ребята, делаете? И начинаются разные отговорки...

- Имея в распоряжении команду журналистов-"расследователей", вы могли бы назвать себя детективным агентством?
- Нет, не могли бы, никогда им не были и не будем. Просто иногда сферы совпадают, методика в чем-то кажется похожей. У нас цель принципиально другая, нежели у частных детективов или правоохранительных органов, - журналистский материал. Ради этого мы работаем. Мы никогда не ставили перед собой задачу, скажем, поимки преступников. Встретиться, поговорить, чтобы получить какой-то необычный материал для публикации, - это иногда бывает промежуточным звеном во время проведения того или иного расследования, как было в случае с бандой Телепата или в случае с Малышом, одним из убийц депутата Новоселова.

- Но бывает, что люди обращаются к вам за услугами именно детективного плана?
- Бывает, и очень часто. И нам приходится разъяснять, чем отличается журналистское расследование от детективного. Ведь итогом нашей работы, повторю, является журналистский материал (причем десять раз перепроверенный и предназначенный для публикации), а не выявление какой-то конфиденциальной информации "для служебного пользования". Конечно, мы беремся за некоторые конфликтные темы, кажущиеся нам интересными, заключаем договоры, получаем финансовое вознаграждение. Но всегда спрашиваем, уверен ли человек, предлагающий то или иное расследование, в том, что хочет увидеть его результаты в "открытом доступе'? Сам-то человек, может, и чист, как "олимпийский снег", а окружение? Замы, жены, любовницы? Часто ведь такое понараскрывается... И что со всем этим "богатством" делать?

- Не боитесь отпугнуть потенциального клиента?
- Нет, не боимся. Мы обязаны предупредить, что все может получиться совсем не так, как себе представляет господин инициатор. Ведь очень часто полученный результат не устраивает никого, в первую очередь тех, кто сподвиг нас на ту или иную работу. У нас такая ситуация была, когда мы расследовали "дело Гонгадзе" на Украине. Там было три инициатора поочередно: американская организация по поддержке прессы, бывший премьер-министр Украины, потом опять американцы - детективное агентство "Кролл". И что? Кислые были лица у всех месяца через два после начала работы. В той истории не было героев, что называется - все были хороши. В результате расследования нами были опровергнуты и версии убийства журналиста, выдвигаемые Генеральной прокуратурой Украины, и версии оппозиции. А кому нужен такой итог?

- Может быть, обществу?
- Обществу интересней так называемые "журналистские" расследования типа всяких телешоу. Так, например, на "телерасследовании" обстоятельств убийства Игоря Талькова ведущий договорился до... снайперов! А мы ведь занимались этим делом в свое время и подробно все выяснили: почти рядовая "коммунальная" свара, закончившаяся трагедией. Кому интересно знать такой результат? И начинаются перепевы - тут и без Моссада не обошлось, тут и "Память" приплели - тематику песен Талькова вы помните. Конечно, так можно и до снайперов дойти. Реальность же чаще всего сильно отличается от всевозможных "попсовых" версий, которые так любят.

- Теперь у вас своя газета, электронный портал, лента новостей, а с другими изданиями делитесь своим продуктом - результатом расследований?
- Газета "Ваш тайный советник" стала выходить уже через полтора года после создания Агентства, у нее есть свой круг читателей, но, как и раньше, мы стараемся сотрудничать с разными журналистскими структурами. И тут, кстати, возникает вопрос качества информации. По идее, если ты производишь продукт высокого качества, то на него и спрос должен быть выше - ан нет! Потому что это может косвенно свидетельствовать о непрофессионализме того издания, куда мы предлагаем материал. Так было, например, с делом об убийстве Галины Старовойтовой. Сразу же, буквально в тот же день, практически все крупные газеты выдвинули целый ряд своих версий. И когда через месяц-два мы стали предлагать материалы своего расследования, не подтверждающие версию о политическом характере убийства, их никто не захотел печатать. И не потому, что боялись или кто-то запрещал, а потому, что они плохо сочетались с тем, что данное издание уже публиковало по этому поводу. Так что наличие качественного продукта, признание профессионализма еще не означает, что вас пускают на рынок.
Хотя, возвращаясь к тому, с чего мы начали разговор, замечу: для того чтобы мирно и цивилизованно строить свой бизнес, сейчас много возможностей. И разумных людей становится больше. Потому что жизнь потихоньку начинает входить в нормальную колею.

Беседовал Владимир Григорьев


<-- К списку статей

Hosted by uCoz