Среднему классу - средний сервис?

Журнал "Бизнес-Ключ", # 1(9), январь 2004 года


Петербург гостеприимен и радушен. Спорить с этим трудно, да и вообще было бы странно, если бы наш город - "окно в Европу", Северная Пальмира, культурная столица России - вел себя иначе. А гостей, как известно, нужно не только встречать хлебом-солью, но и селить с комфортом. Эта задача целиком лежит на принимающей стороне, то есть на туристических фирмах Санкт-Петербурга. Рассказать о некоторых сопутствующих проблемах мы попросили директора турагентства "Бегемот-Авиа" Веру ПУШНЯКОВУ.


- Сегодня мы говорим о "принимающем туризме". Предполагается, что это требует больших усилий, нежели отправка за рубеж?
- Конечно. Тут приходится взаимодействовать не только с зарубежными партнерами и транспортными структурами, но и с гостиницами, с разного рода культурными или научными учреждениями - в зависимости от целей визита группы или частного лица.
Нам, то есть среднему бизнесу, ближе и "родней" как раз последняя категория желающих посетить Петербург - индивидуалы, семейные пары, небольшие коллективы. И здесь в полной мере как раз и проявляется недоразвитость нашего принимающего туризма. Попробуйте, к примеру, организовать экскурсию по музею для двух человек. Нужно ждать формирования группы, а туристы, которыми занимаются небольшие турфирмы, приезжают в основном на три-четыре дня. И приходится как-то улаживать эти проблемы, что отнимает довольно много времени и сил.

- А как с ночлегом для туристов, приезжающих "дикарями"?
- Это вообще отдельная песня. Кто во всем мире больше других путешествует? Средний класс. А он любит не только самолеты, пароходы и поезда, но и автотранспорт, в том числе и личный. Вы можете назвать хотя бы два мотеля около города? Правильно, Ольгино - муниципального подчинения. А если там вдруг отключат воду или свет - кто отвечает? Принимающая турфирма, а не город. Это нам краснеть перед людьми, которые порекомендовали нас в качестве принимающей стороны. Самим же строить небольшие гостиницы накладно, нужен серьезный оборотный капитал. Обращаться за помощью к финансовым структурам или крупным фирмам - накладно вдвойне, в результате можно остаться ни с чем, ведь вложенные деньги будут не вашими, и бизнес у вас запросто могут отобрать.

- Если можно, расскажите немного подробнее о взаимоотношениях турфирм с гостиницами. Нас интересуют в основном "малые формы" этого бизнеса...
- Частных гостиниц в городе пока не так уж и много. Их владельцы, с учетом того, что самоокупаемость мини-отелей возможна при общей 60-процентной годовой загрузке, вынуждены ориентироваться на постоянную клиентуру. Это, как ни парадоксально, затрудняет их контакты с турфирмами. Например, нам надо поселить пожилую супружескую пару, решившую встретить Рождество в городе на Неве. Казалось бы, что в данном случае может быть лучше частного отеля? На деле же вам скажут: "Будем рады вас видеть у нас, если к этому времени кто-нибудь из постояльцев либо откажется от места, либо внезапно освободит занятое". Можно ли после этого давать людям подтверждение на приезд? Конечно, нет. Что делать? Обращаться в отели с иностранным менеджментом - там бьются за каждого клиента. В отели же с отечественным менеджментом - назовем их "постсоветскими" - попадаешь по цепочке посредников, в которой иногда не одно и не два звена. Может это быть выгодным фирме "средней руки" - средней не по уровню сервиса, а по оборотам? Сомнительно, правда? Если у вас найдется на это время, я дам вам почитать некоторые образцы договоров. Это готовый материал для 16-й страницы "Литературной газеты".

- Есть ли у вас какие-нибудь пожелания к государству - в плане помощи туристическому бизнесу?
- Есть. Не мешайте работать, пожалуйста. У себя в агентстве, например, при наших достаточно скромных годовых оборотах я вынуждена держать двух бухгалтеров, которые выше головы завалены разными бумагами...

Беседовал Владимир Григорьев


<-- К списку статей

Hosted by uCoz