"Открою Кодекс на любой странице и не могу - читаю до конца..."

Журнал "Бизнес-Ключ", # 3, июнь 2003 года


"Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости".

"Семь принципов ведения дел в России", 1912 год.

Принципы предпринимателя, в том числе и моральные, - вечны, как пирамиды (египетские, не финансовые). Они, конечно, могут претерпевать изменения, могут нарушаться и искажаться отдельными представителями власть имущих и их подданных, но их сущность, ядро сохраняется. Вряд ли во времена, скажем, Ивана Калиты ("Кошелька" в переводе с древнерусского) предпринимательская деятельность определялась постулатами типа "недодай налогов в казну государеву", "отрави потребителя" или "обмани партнера своего"...

Хартия строителя капитализма
Стремление к объединению свойственно людям вообще и предпринимателям, которым, как известно, ничто человеческое не чуждо, в частности. Они стали создавать гильдии и союзы, закреплять принципы взаимодействия друг с другом - и устно и письмен-но. Врачам, например, в этом плане попроще - за них все еще Гиппократ придумал. А вот Российский союз промышленников и предпринимателей не ограничился семью принципами вековой давности и "честным купеческим словом", он разработал и принял в конце прошлого года Хартию корпоративной и деловой этики - профессиональный кодекс современных бизнесменов. Однако кроме коллег по профессии у предпринимателя есть еще и собственная, отдельно взятая компания и трудовой коллектив, требующие своих, внутренних правил, установок, идеологии и принципов, то есть того, что принято называть корпоративным кодексом.

Кодекс как зеркало ведения бизнеса
Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится мировым стандартом ведения бизнеса. Не декларативный, а реально работающий корпоративный кодекс выполняет очень важные функции: формирует репутацию фирмы, укрепляет доверие к ней со стороны клиентов, поставщиков, подрядчиков и таким образом повышает ее инвестиционную привлекательность. Грамотный и дальновидный, принятый коллективом не на словах, а на деле внутренний кодекс повышает эффективность деятельности сотрудников, четко регламентирует приоритеты компании во взаимодействии со значимыми партнерами, определяет порядок принятия решений в сложных этических ситуациях, указывает на неприемлемые формы поведения.
Корпоративный кодекс - как идеология - приобретает наибольшую значимость в периоды резких и глубоких перемен или потрясений, когда компании необходим рывок, то есть в ситуациях, которые требуют мобилизации, сплочения и воодушевления перед лицом опасности. Он призван усиливать ритм работы, а когда того требует "исторический момент" - становится базой предстоящих организационных изменений.

Кодекс - не догма
В уже упомянутых "Семи принципах" сказано: "Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске". Внутренние правила также призваны регламентировать и тем самым облегчать деятельность персонала компании, давать возможность сотрудникам проявить себя. Одни руководители ставят на первый план внешний вид сотрудников, порядок содержания их рабочих мест, нормы обращения друг с другом и с начальством и т.д. В то же время, уверены другие, внешний вид сотрудников, безусловно, отражается на имидже фирмы, но на эффективность бизнеса напрямую влияет только упорядочение внутренних процессов. Например, подчиненный должен не просто задавать вопросы, но и формулировать готовые гипотезы, варианты решения той или иной проблемы; все несрочные вопросы задаются не устно, а по электронной почте, а затем разбираются на утренней планерке.

Пятая колонна
Однако не все служащие видят в корпоративном кодексе вообще какую-либо необходимость: согласно опросам, не так давно проведенным группой Gallup St.Petersburg среди строительных фирм, чем ниже стоит человек на служебной лестнице своей компании, тем вероятнее он дает отрицательный ответ. Потенциальные группы сопротивления кодексу - специалисты среднего звена, служащие и рабочие. Сотрудники, придерживающиеся негативной точки зрения, объясняют свою позицию просто: специально разработанный документ будет нести в себе множество формальных, декларативных черт. А сложившиеся за время совместной работы негласные формы поведения и ведения дел, устоявшийся собственный этический кодекс взаимоотношений с коллегами вполне устраивают работников. Они уверены, что недовольство товарищей по команде оказывает гораздо более сильное воздействие на эффективность работы сотрудника, нежели штрафы или другие дисциплинарные наказания.

"Штрафной удар"
Кстати, именно система штрафов является, по мнению многих руководителей, наиболее действенным рычагом управления персоналом, хотя зачастую это приводит к некоему внутреннему противостоянию, и, как следствие, к обратным результатам, к ухудшению климата внутри коллектива, текучести кадров. Когда порой приходится выслушивать жалобы знакомых на начальников, создается впечатление, что это крепостной крестьянин сетует на барина, неутомимого на выдумки - как бы еще нажиться за счет холопа?
Примеры: опоздание на работу - 1 минута = 1 доллар, при этом никаких сверхурочных выплат (нахождение на рабочем месте дольше установленного времени рассматривается руководством как неумение работника или его непосредственного начальника организовать трудовой процесс, однако задержавшихся никто из офисов не выгоняет); отсутствие организации питания сотрудников; служебные мобильные телефоны - внутрикорпоративные звонки списываются, на остальные приходит счет; запрет на личную электронную почту и использование Web в личных целях (кстати, именно этот вид нарушений в Великобритании, например, является чуть ли самой распространенной причиной увольнения) и т.д. и т.п. Кто-то рассказывал, что в страхе бежал из фирмы, не проработав в ней и месяца, увидев директора, вытирающего вовремя не вымытый пол в коридоре своим пиджаком стоимостью энное количество сотен долларов и приговаривающего: "А новый я куплю за счет офис-менеджера".
В общем, как в известной шутке: "Бюллетени по болезни оплачиваться не будут. Если у вас хватило сил дойти до доктора, вы вполне могли бы дойти и до работы".

И все же...
Каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой многофункциональный инструмент, как кодекс корпоративной этики. И каждый руководитель должен сознавать, что только понимание и принятие - а желательно и участие в разработке - всеми сотрудниками этого серьезнейшего документа позволит корпоративному кодексу реально исполняться и соответствовать своему основному назначению - планомерному развитию и процветанию фирмы.

Владимир Григорьев


<-- К списку статей

Hosted by uCoz